6-7 июня 2018.
Владивосток, Кампус ДВФУ
0 человек зарегистрировались

Для журналистских расследований до 80% информации можно получить из соцсетей - эксперты

На Дальневосточном МедиаСаммите обсудили особенности создания "короля" журналистских жанров

Технологии журналистских расследований в настоящее время получили больше инструментов и видоизменяются. Но интерес к ним не затухает. Несмотря на засилие соцсетей и миллионные просмотры на этих платформах, именно из-за аналитических и словно детективных сюжетов на ТВ нередко вспыхивают скандалы и начинаются громкие уголовные дела, что позволяют говорить важности качественного контента. На Дальневосточном Медиасаммите (12+) шеф-редактор и продюсер Марина Сафронова и журналист студии "Авторская программа Аркадия Мамонтова" Дмитрий Торопов рассказали о тонкостях собственной работы, сообщает ИА PrimaMedia.

Фото: ИА PrimaMedia

По словам авторов более десятка ТВ-расследований на канале "ВГТРК", которые посмотрели миллионы россиян, сейчас жизнь людей стала более прозрачной и иногда нетривиальные шаги позволяют найти самую разную информацию по разрабатываемому вопросу или персоне. Часто люди сами выкладывают максимум информации о себе, своем достатке, путешествиях, имуществе, семье и другие данные: "дети, например, пишут в соцсетях об отдыхе с мамой в Монако". Но все начинается с идеи — картинки, создаётся план, список спикеров, начинается поиск документов и доказательств.

Журналист Дмитрий Торопов рассказал, как сотрудники студии сталкивались со спецслужбами США или Белоруссии и спасали отснятые материалы, или помогали многодетной матери преодолеть бездушную "машину" органов опеки по лишению родительских прав. Спектр тем широк — они поднимают как общегосударственные проблемы, так и единичные случаи, которые не оставляют равнодушными никого. Сейчас делают 2-3 расследования в год и много документальных фильмов. В работе пользуются разными средствами: журналист сам принимает решение, где и как искать информацию — понадобится ли Даркнет или другие не самые открытые сервисы.

Фото: ИА PrimaMedia

"Сбор информации всегда ведется на грани законности. Используется, все что можно. Любая информация ищется и обрабатывается, проверяются все возможные базы, общаемся с десятками людей, которые могут вывести на цель и быть той самой ниточкой, чтобы распутать дело. Все документы и данные проверяются. А перед выходом материала еще и досконально просматривается юридической службой", — объяснил Дмитрий Торопов.

Он отметил, что на большое и важное расследование уходит иногда более года. А вот в регионах действительно времени на профессиональный репортаж всегда меньше, так как задач и нагрузки тут больше. 

"Но в журналистику приходят не ради денег, а делать то, что меняет страну, помогают конкретным людям. Это король жанра — расследование. С помощью него реально можно что-то изменить в обществе и мире, заострять вопросы. Мы на конкретных примерах каждый раз видим результат нашей работы: посадили наркоторговцев, вернули квартиру, завели уголовное дели или уволили проштрафившихся чиновников или провоохранителей", — уточнил он.

Как пояснила Марина Сафронова, нередко такие материалы требуют собственной душевной работы. Так как после выхода сюжетов у его героев может кардинально измениться жизнь. Она привела в пример большую работу после событий в Одессе 2014 года, когда в пожаре и гражданских столкновениях погибло много людей. По ее словам, после фильма "Ожог" были возбуждены уголовные дела, вопрос рассматривают в ООН и просто так эта трагедия не останется безнаказанной. А вот участникам их съемок пришлось несладко — многие бежали из города буквально в ночи складывая вещи, так как знали, что к ним идут националисты, мягко говоря, с недобрыми намерениями. 

На вопрос студентов о возможной "смерти телевидения", эксперты выразили мнение, что о затухании этого медиаформата говорить еще рано, но он точно видеоизменяется. "Люди теперь смотрят материалы на платформах, в соцсетях, но и на ТВ осталась самая массовая аудитория от 35 до 55 лет, особенно в отдаленных регионах", — отметили они.

В связи с изменением ориентиров журналисты двигаются в тренде — тексты становятся короче, а акцент делается на картинке и эмоциях. Планируют активнее использовать и соцсети, отметив при этом, что в ТикТоке пока нет журналистики. И в отличие от простой траты времени, расследования выполняют социальную миссию — приводят к реальному результату по решению проблемы.

Напомним, что 11 июня во Владивостоке завершается Дальневосточный МедиаСаммит. В течение двух дней на плошадке ДВФУ прошли десятки дискуссий, мастер-классов и других мероприятий для сотрудников медиаотрасли, PR и блогеров. Организаторами Дальневосточного МедиаСаммита-2021 выступают правительство Приморского края, Союз журналистов России, Приморское региональное отделение Союза журналистов России и Дальневосточный федеральный университет.